Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

ГлавнаяСведения об образовательной организацииОбразованиеРуководство Педагогический составФинансированиеУсловия обученияРабота наших воспитателейЭлектронные сервисы72 год ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Формирование приёмов лепки у детей с нарушением слуха

          Лепка - это один из видов изобразительного творчества, эффективно способствующий развитию мелкой моторики руки ребенка. В процессе лепки из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом весьма доступно. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем пространственно-пластических образов. Каждый ребенок может создать свой собственный пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть!

    С помощью игровых приемов успешно решаются задачи обучения, активизируются творческие возможности, углубляются нравственные представления, активизируются положительные поступки.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом лепки является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом и ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия взрослых.


Технические приемы лепки, способствующие развитию мелкой моторики.

 Прежде всего, детям дается представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Это представление формируется постепенно, как своего рода теоретическая основа освоения техники. Некоторые способы ребенок выявляет интуитивно, стихийно, когда создаются какие-либо проблемные ситуации и ребенок активизирует поисковую деятельность (например, показывается помидор и огурец и предлагается вылепить овощ самостоятельно без показа).

Знакомим детей с основными приемами лепки:

-скатывание, -раскатывание,

-сплющивание, -вдавливание,

-прищипывание, -оттягивание. 

 

 

                          Классификация способов лепки.

               Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивный способ дети часто сами "открывают для себя".

В конструктивном способе наблюдаются следующие варианты:

-объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

-объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка).

-объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка).

 

                                      Скульптурный способ

Этот способ иногда еще называют лепкой из целого куска. Берется подходящий по размеру и цвету кусок пластилина, разминается и придается форма задуманного образа.

Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное; лепешка, если лепится светильник и т. д.

На этой общей основе ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, сминает, придавливает, прищипывает, и т.д. там , где нужно - сверху, по бокам, снизу.

 Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.  Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К старшему дошкольному возрасту дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

 Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приемов, они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым.

Применяются следующие вспомогательные методы и приемы:

-оттягивают от основной формы мелкие детали: клювик, ушки, хвостик и т. д.;

Придают им необходимую форму и положение: заостряют, сплющивают, загибают.

Защипывают край или какую-то часть формы: хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка.

-Используют стеку и другие приспособления-колпачки фломастеров, крышки, палочки, перчатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами "перышки", "чешую", "шерстку", нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т. д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица.

С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.   

 
Пластилинография

Это нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства. Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: "графия"-создавать, изображать, а первая половина слова: "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Благодаря этому методу расширяются возможности изобразительной деятельности детей, дети получают новые знания, умения, навыки, а именно: раскатывание пластилина по контуру, освоение приема «вливания» одного цвета в другой, смешивания разных цветов пластилина для получения более светлого оттенка.

При этом методе лепки весьма эффективно развивается мускулатура руки ребенка, т. К. работа достаточно трудоемкая, требующая усилий, кроме того формируются композиционные навыки, пространственные представления, эстетическое восприятие.