Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

ГлавнаяСведения об образовательной организацииИнформационная безопасностьОбразованиеРуководство Педагогический составФинансированиеУсловия обученияРабота наших воспитателейЭлектронные сервисы72 год ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Программа и расписание Внеурочной деятельности
      ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные положения и принципы осуществления внеурочной деятельности

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

·         обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·         оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·         улучшить условия для развития ребенка;

·         учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности  (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Объем части внеурочной  деятельности, реализуемой через учебный план образовательного учреждения (а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса, проводимой в формах, отличных от урочной) определяется гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в конкретной параллели (таблица 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Цели организации внеурочной  деятельности  на ступени начального общего  образования:

·             обеспечение  соответствующей  возрасту  адаптации глухого, слабослышащего  и  позднооглохшего  обучающегося  в  общеобразовательной организации;

·              создание  благоприятных  условий  для  его  развития;

·               внеурочная деятельность в начальной школе позволит, по мнению разработчиков ФГОС НОО, решить ещё целый ряд очень важных задач, среди которых:

·             обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

·             оптимизация учебной нагрузки на обучающихся;

·             улучшение условий для развития ребенка;

·              учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

                  Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования, воспитания и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обучающихся с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов.

Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

 

Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно при соблюдении следующих принципов:

1. Принцип гуманистической направленности, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

2. Принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между:

-  основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным);

-  урочной и воспитательной деятельностью;

-  всеми участниками внеурочной деятельности (педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры и т.д.);

-  региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования.

-  индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования.

3. Принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся.

4. Принцип добровольности, предполагающий свободу выбора обучающимся различных видов деятельности, добровольного участия в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

5. Принцип успешности и социальной значимости, который направлен на формирование у обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, создание ситуаций успеха в личностной и общественно-значимой деятельности.

2. Модели внеурочной деятельности

2.1. Классификация организационных моделей внеурочной деятельности

Классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»:

-      модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования);

-      модель «школы полного дня»;

-      оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

-      инновационно-образовательная модель;

-      модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей (традиционная, «узловая», стажировочной площадки).

- модель организации внеурочной деятельности на базе самого образовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений (смешанная).

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность осуществляется через:

·             учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, учебные исследования и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

·             кружковая работа в образовательной организации;

·             образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также культуры и спорта;

·             классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования ит.д.);

·             деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

·             инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, школой-интернатом принята смешанная организационная модель внеурочной деятельности.

2.2. Смешанная модель внеурочной деятельности школы-интерната

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в учреждении   использована смешанная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и внешних учреждений дополнительного образования детей).

 Основой модели организации внеурочной деятельности обучающихся 1-6-х классов школы-интерната является работа по оптимизации ресурсов  образовательного учреждения и учреждений социума.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех ресурсов предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники. Данная модель предполагает также участие педагогов из внешних учреждений дополнительного образования детей. Школа-интернат осуществляет сетевое взаимодействие с Домом детского творчества «Юность».

В случае оптимизации всех внутренних ресурсов школы-интерната координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

·             взаимодействует с педагогическими работниками  общеобразовательных учреждений;

·             организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

·             организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

·             организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

          Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям плана внеурочной деятельности.

Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.

Занятия, проводимые педагогами из ДДТ «Юность» будут проводится в оборудованных помещениях ДДТ «Юность».

Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности  младших школьников.

 

3.    Основная часть

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления.  Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта.

Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью.

И сейчас задача педагогов и психологов, помочь особому ребенку без труда влиться в общество, найти работу, и быть социально полезным гражданином нашей страны. Для этого нужно видеть лучшие качества ребенка, развивать его коммуникативную  сферу, диалогическую речь, и  научить его взаимодействию в том микроклимате, в котором он сейчас находится.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей.   

 Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Главная задача воспитателя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены знакомство и изучение окружающей природы, быта,  народных традиций, всенародных праздников через игровые моменты,  инсценировки, праздники.

 Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа».   

Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе-интернате созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

-     на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                 

-    сохранение положительного отношения к школе и учению;

-    воспитание здорового образа жизни;

-    интегрирование усилий воспитателя и родителей;

- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

  Общей целью внеурочной деятельности школы является: формирование социально-адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.

Задачи:

·              Формирование здорового образа жизни;

·              Формирование духовно-нравственных, эстетических, патриотических качеств обучающихся;

·              Развитие самоуправления в школьном коллективе;

·             Повышение квалификационной и методической грамотности педагогов.

 

3.1.        Особенности организации внеурочной деятельности в коррекционной школе-интернате для детей с нарушениями слуха

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с ОВЗ:

·             ситуация ограниченной социальной активности,

·             недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

·             значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;

·             у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;  учащимся присуще такие качества личности, как: бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

·             поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

·             неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;

·             иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

·             инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

·             «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.        

Внеурочная деятельность, проводимая в школе-интернате предназначена обеспечить переход системы  обучения и воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

            Здоровье в обществе в последние годы занимает одно из первых мест в иерархии потребностей человека. Учебный процесс в школе-интернате  совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержания методы и темы общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения становится все более актуальной задачей в связи с изменением содержания и методики обучения.

           Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционировании ребенка.

 

 

Прикрепленные файлы:

расписание внеурочной деятельности_2018-2019 уч.год.pdf
Расписание Внеурочной деятельности_2018-2019 уч.год
,
загружен 11-09-2018